Товариство Червоного Хреста Личаківського району
ГоловнаРеєстраціяВхід
Головна » 2018 » Листопад » 11 » Психологічні етюди: Кому потрібний образ ворога?
17:57
Психологічні етюди: Кому потрібний образ ворога?

 

МАРНОТА НЕНАВИСТІ

 

 

 

 

 

 

Психоаналітик Борис Бім-Бад (на знімку) популярно

розповідає про роль образу ворога у нашому суспільстві.

 

(Подаємо на мові оригіналу).

 

 

КОМУ НУЖЕН ОБРАЗ ВРАГА?

 

Психологически — подавляющему большинству людей, с колыбели до могилы. Сейчас скажу, почему. Но прежде договоримся о понятиях. Есть реальный враг — ненавистник, пакостник и захватчик, и его образ тоже существует в сознании жертв. О реальном образе действительного врага мы сейчас не говорим — это особая важная тема. Ограничимся рассмотрением придуманного образа несуществующего врага. Фантома. Заметим только, что фантомные боли тоже бывают весьма ощутимыми: ногу ампутировали, а отсутствующая нога жутко ноет.

 

Итак, выражение "образ врага" значит в контексте настоящей дискуссии нечто иллюзорное, фантастическое — мираж или специально изобретенный ментальный конструкт, имеющий к действительности самое отдаленное отношение. Типичный образ врага — тот самый черт (бес, Враг), которого ни один трезвый человек никогда не созерцал, но почти всегда готов свалить на него свою вину. Ну как же? Бес попутал…

 

В подобном козлике отпущения нуждается даже малый ребенок. "Это не я разбил вазу — меня бумбараш толкнул". И целые толпы: нет на нас греха, их все унес с собой в пустыню козел. Разве не видели?

 

Первым делом образ врага рождается чувством (комплексом) вины. Чтобы оправдаться, обелиться, очиститься, придуманного врага шибко ненавидят. Особенно злобно, если новоиспеченный "враг" — ближний: сосед, жена, муж… Об этом хорошо сказал Георг Зиммель: "Тайное ощущение собственной вины мы весьма предусмотрительно прикрываем ненавистью, которая облегчает приписывание всей вины другому".

 

Образ таинственного могущественного врага нужен также для оправдания наших неудач, потерь, упущенной возможности, слабости, болезни и многого иного. Увы, человек слаб.

 

Образ врага подпитывается СТРАХОМ. Слишком часто человеку боязно, беспокойно и горько. Его оскорбляют. Сердце готов заселить холод. И наступает время, когда больше нет у него опоры и не хватает сил. Образ врага уменьшает психическое напряжение у огромного числа людей. Они как будто находят в нем поддержку перед угрозой сомнений и одиночества, разочарования, соблазна. И люди укрепляются в своей ненависти к придуманному врагу каждый раз, когда сталкиваются с клеветой, притворством, жадностью, завистью, гордыней, опасностью случайной гибели... Демоны невежества терзают человечество, идолы толпы угрожают тиранией, дьявол страстей разрушает культурные завоевания тысячелетий. Дикость и хищничество царят вокруг человека. Он хватается за соломинку фантомов, вооружается щитом ненависти и держит наготове ватное копье, коим в своем воображении поражает врага. "Изыди, бестия!"

 

А те, кто воистину виновны, грешны, беззаконны и бессовестны, тем более нуждаются в образе врага — чтобы не только перед собой оправдаться, но и перед Богом и людьми. Все эти палачи и исполнители кровожадных приказов, прячущиеся за спину всемогущего начальства, убийцы, распространители половых болезней, пьяные водители… Им надобно кричать "Держи вора" и при этом быстро смываться.

 

Не всякий человек поддается коллективному полубессознательному образу врага. Встречаются люди, испытывающие органическое отвращение к самообману и обману, нечувствительные к пропаганде. Мужественные люди.

 

Теперь из психологии переместимся в политэкономию. То есть в область торговли оружием. Если Вы, читатель, не производитель и не продавец вооружений, Вам не понять, как велика цена измышленного врага, ежели под рукой нет, как это чаще всего и случается, врага действительного. Грандиозные состояния наживаются так: ветром дезинформации развевается огонек раздоров, и разжигается вражда между племенами, и всем им продается вооружение.

 

Приемы стравливания людей практически не изменяются с ходом времени. Образ потенциального или актуального врага создается сызмальства. Взаимные ревизии учебников истории для массовых школ в большинстве так называемых цивилизованных стран мира, проводимые примерно раз в двадцать лет независимыми экспертами-интеллектуалами, обнаруживают, что натравливать друг на друга начинают в школе, внедряя в беззащитное сознание молодежи ненависть к "чужим". Это, как правило, соседи.

 

Сокровища, сделанные из крови и плоти еще совсем детей и обманутых, одурманенных и обезумевших в злобе взрослых, частично используются для нищенских подачек школе, которая, как ей кажется, просвещает, а на деле готовит на погибель тех, по числу коих будут вскоре проданы и закуплены автоматы и минометы. Матери производят на свет будущее "пушечное мясо", учителя готовят его к употреблению. Зачем? Чтобы обогатились сверхвысокопоставленные преступники, профессиональные людоеды, несущие страшные мучения сотням тысяч и миллионам людей.

 

Почему люди допускают это? Только потому, что вместо образования спасительного, развивающего способности, людям подсовывают образование, укореняющее умственную слабость и безумие. Так что политэкономия здесь не обходится без психологии.

 

Классическое исследование Гордона Олпорта о психологических корнях этноцентризма и расовых предрассудков (1946 год) показало, что влияние школы (особенно на детей в возрасте от 12 до 16 лет) не менее сильно, чем влияние родителей. Морис Мерло-Понти тоже неоспорим, утверждая, что расовые и этнические предрассудки зарождаются и укрепляются в ребенке, у которого еще нет рефлектирующего мышления, а есть только непосредственные чувственные связи с миром.

 

Дать детям самосознание и адекватную картину мира - задача хорошей школы. Чем выше образованность человека, тем меньше его потребность в "козлах отпущения", в ненависти и презрении к людям.

 

Есть способность "понимать, слышать друг друга", без которой "едва ли не хуже были мы диких зверей", как говаривал Михаил Васильевич Ломоносов. Понимать проблемы друг друга значит много больше, чем понимать неродные языки. Здесь надобна культура - благоговение перед жизнью как таковой; светлый разум; оптимистическое миросозерцание; интерес к вечным проблемам бытия; дух "Клятвы Гиппократа"; умонастроение типа "Никогда не посылай узнавать, по ком звонит колокол: ведь он звонит по тебе".

 

Без всего этого школа не сможет врачевать наши раны и защищать детей от тех, кому выгодна ненависть, недоцивилизованность и образ врага.

 

Но мало хорошей школы. Необходимо еще внимание общества к трудностям людей и реальное предоставление им шансов подняться, выбиться из круга беспросветной нужды.

 

Абсолютно обязательно непрерывное и повсеместное разъяснение каждой из возрастных категорий призрачности и бесполезности ненависти, гнева, враждебности.

 

 

Фото – з відкритих джерел в Інтернеті

За джерелом:

http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=165&binn_rubrik_pl_articles=107

 

Переглядів: 439 | Додав: Олександр
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *:
Понеділок, 25.11.2024, 22:28
Меню сайту
Форма входу
TRANSLATE
Наші друзі
catalog.red-cross.org.ua redcross.org.ua lviv.medprof.org.ua meduniv.lviv.ua www.icrc.org/rus www.drk.de
Календар
Архів записів
Наше опитування
Звідки Ви довідались про наш сайт?
Всього відповідей: 362
Пошук
Статистика

Онлайн всього: 25
Гостей: 24
Користувачів: 1
alexapostolyuk77
Iv. Stepura © 2024