БЕЗДОМНІ: ХТО ВОНИ?
Газета «Наше місто», яка з 1991 р. виходить у м. Дніпро,
дослідила: як звичайні люди стають бездомними.
(подаємо на мові оригіналу)
Я бычок подниму, горький дым затяну,
Покурю и полезу домой.
Не жалейте меня, я прекрасно живу,
Только кушать охота порой».
Этому хиту группы «Сектор Газа» уже 26 лет. Но с момента его выхода ничего не поменялось: все те же бездомные на улицах города, которых прохожие стараются обойти стороной и сделать вид, что не замечают. Не замечают, хотя каждый может попасть в подобную ситуацию. Недаром же говорят: от сумы и от тюрьмы не зарекайся.
Куда же можно податься бездомным в морозы, когда на улице уже не найдешь «стол и дом»? Одно из таких мест — социальный центр в г. Днепр на ул. Антоновича, 56.
За руку и к врачу
Нас встретила симпатичная улыбчивая женщина – Вера Котляревская, заведующая отделением городского центра социальной помощи по оказанию помощи бездомным и малообеспеченным. Она предложила нам кофе и, увидев, что я пришла в футболке, заботливо набросила на меня теплую кофту.
— Мы обслуживаем малообеспеченных и бездомных всех районов города, — рассказала Вера Николаевна. — С шести вечера до шести утра у нас ночлежка: вечером мы людей кормим, в шесть утра — подъем, в семь приходит уборщица и дезинфицирует лежаки и все поверхности. Днем кормим малообеспеченных, раздаем им одежду, которую приносят из благотворительных фондов и обычные горожане.
Переночевать в центре может любой нуждающийся с документами или без, кроме пьяных или людей под действием наркотиков. Тут можно принять душ, сменить одежду. Посетителей отправляют на флюорографию и на прием к дерматологу.
— Обследования проходят в седьмой поликлинике либо в больницах на Воскресенской или Плеханова, — говорит заведующая. – Бездомных с туберкулезом или венерическими заболеваниями направляем в тубдиспансер на Караваева или в больницу на Канатной. У нас одновременно ночуют двадцать (а в холода до сорока—пятидесяти) человек, и подвергать их опасности мы не можем. Иногда приходится вести на обследование чуть ли не за руку, чтобы бездомные не хитрили и не присылали вместо себя кто-то другого, здорового. Однажды пришел мужчина с сильным кашлем, но флюорография отклонений не выявляла. Пришлось лично вести его в больницу. Оказалось, у него туберкулез открытой формы, который передается воздушно-капельным путем. А ранее обследование за него проходили другие бездомные.
В социальный центр обращаются и люди с инвалидностью. Если человек на коляске, то принять его, к сожалению, не могут – в комнате, где ночуют бездомные, просто нет места для коляски.
– Вопрос решаем через интернаты, – пояснила Вера Николаевна. – Там, по правилам, берут с жильцов 75 процентов пенсии. На основании инвалидности мы помогаем человеку оформить пенсию, чтобы он мог жить в интернате. Но люди разные. Многие, получив пенсию, уходят, предпочитая спать на трубах, чем отдавать часть денег за содержание в интернате.
Субсидия дороже родственников
В центре можно оставаться до шести месяцев. Человек пишет заявление, на основании которого работники центра создают приказ и ставят его на учет. Фотографируют и выдают удостоверение бездомного.
Здесь у каждого своя грустная история. По словам Веры Николаевны, девяносто процентов жителей ночлежки – это те, кого выгнали из дома. Мамы – детей, дети – престарелых родителей. Нередко людей просто выписывают из квартиры ради субсидии. Особенно несладко приходится инвалидам, ведь они не могут за себя постоять.
Вера Николаевна рассказала, как однажды в социальный центр обратился парень с инвалидностью, которого сестра-опекун выгнала из дома. Заведующая позвонила этой женщине, чтобы уладить конфликт, но услышала в свой адрес лишь оскорбления. А через пару дней та сама перезвонила и попросила передать, чтобы брат возвращался домой.
— Бездомные разные, — говорит Вера Николаевна. – Чаще всего это люди, которые не хотят работать и менять жизнь к лучшему. Тот, кто хочет что-то изменить, у нас долго не задерживается, даже бывшие заключенные.
Назначают дежурных и вкусно кормят
Вера Николаевна провела мини-экскурсию по центру. Показала коморку с запасами одежды и еды, медпункт, в котором фельдшеры принимают бездомных, и, конечно, комнату для ночлега.
В длинном узком помещении тесно от лежаков, обтянутых коричневым дерматином. Подобные можно увидеть в поликлиниках. На каждом — сложенное одеяло и подушка: каждое утро перед уходом дежурные убирают в комнате. После чего за работу берется трудолюбивая уборщица. Обстановка в комнате довольно аскетичная – выкрашенные голубой краской стены, пара полок, голый пол. Неприятного запаха нет.
Тут ютятся женщины и мужчины разных возрастов. Есть даже такие, кто отсидел за убийства 45 из 60 лет.
Заведующая показала кухню – как раз привезли обед для малообеспеченных. На стене меню, каждый день разное. В тот день были борщ, пшенная каша, яйца, салат из свеклы, хлеб и чай. То же самое вечером получат бездомные.
— Маш, а есть хотите? – спросила Вера Николаевна. – Вам еще целый день работать. Не переживайте, ничью порцию вы не съедите!
Из любопытства согласилась. Борщ горячий и вполне съедобный. Каша с маслом, ароматная и вкусная. Салатик из свеклы всегда кстати. Яйцо есть не стала, потому что не люблю. Чай с хлебом напомнили школьную столовую. В целом, вкусно и сытно.
Из рабства – в социальный центр
Виталия мы встретили в социальном центре. Ему 32. Молодой, симпатичный, скоромный. В Днепр приехал из Макеевки в 2014 году. В горячей точке остались родители, брат, дом.
Документы у мужчины пропали, восстановить их пока не получается — нужно ехать в Краматорск или Мариуполь, а на это нет денег. Вера Котляревская, заведующая социальным центром, пояснила, что по закону не может оформить документы Виталию как переселенцу. Ему нужно ехать в Мариуполь.
— Спасибо Вере Николаевне, приютила меня, — говорит мужчина. – На днях нашел работу на стройке, теперь постараюсь накопить на поездку в паспортный стол. Соберу все справки, которые нужны для получения паспорта. В Мариуполь ко мне сможет приехать мама.
Виталий – электрик, но работу по специальности не ищет, перебивается тем, что дают. Главное, чтобы была постоянной и приносила хоть какой-то доход. Но часто хозяева платят бездомным не деньгами, а едой и возможностью спать в помещении. Это, конечно, неплохо, но собрать необходимую сумму для поездки в паспортный стол практически нереально.
— Раньше переезжал из города в город в поисках лучшего места, — рассказывает мужчина. – Бывало, цыгане нанимали за сто граммов и пачку сигарет. Но я не жаловался, по крайней мере, есть крыша над головой. А однажды попал в рабство. Я работал у цыган в Одессе, поздно ночью ехал в Теплодар. Был выпивши. Остановилась машина. Водитель спросил, хочу ли я выпить вина. Я согласился, сделал пару глотков и потерял сознание. Очнулся на полу в маленькой комнатушке, со мной еще 12 человек. Нас заставляли работать в поле. При первой же возможности я сбежал.
Вера Николаевна утвердительно закивала головой.
— Знаю много историй о том, как люди попадают в рабство, — вздохнула она. – Но есть и другие, мы помогаем найти работу бездомным, а они ее не ценят. Например, в благотворительной организации «Друг», где заботятся о животных, денег не платят, но хорошо кормят, одевают и помогают сделать документы. Некоторые, получив паспорт, просто уходят оттуда.
В этот раз утвердительно кивает Виталий.
— Я тоже работал там, помогал ухаживать за собаками, — говорит он. – Хозяева — очень добрые люди, но я решил, что пора заниматься чем-то другим, о чем им и сказал. Позже хотел вернуться, но свободных рабочих мест уже не было.
Молодой человек очень верит, что ему удастся найти постоянную работу, собрать нужную сумму, восстановить документы и вернуться к нормальной жизни.
Борщ от Бога
Днепрянка Кристина Пасик каждое воскресенье готовит 40 литров борща или супа и кормит нуждающихся. Возле дома №20 на ул. Березинской собираются малоимущие и бездомные с баночками и небольшими ведерками. Это место девушка выбрала неспроста – живет она рядом, большущую горячую кастрюлю нести далеко невозможно, а машины, чтобы отвезти, к сожалению, нет.
— Мы с мужем верующие, ходим в церковь «Новое поколение», — рассказывает Кристина. – Я поняла, что хочу помогать бездомным, когда исцелилась от рака. Перед тем как раздать еду, мы молимся, благословляем пищу.
Несколько лет назад Кристине поставили страшный диагноз – рак второй степени. Девушка была в отчаянии, не знала, что делать, где брать деньги на лечение.
— Сама растила сына, работала кассиром в супермаркете, — рассказывает она. — Родственников, которые помогли бы оплатить лечение, нет. Но мир не без добрых людей. В церкви узнали о моей беде, собрали деньги на обследование. А один прихожанин полностью оплатил химиотерапию и облучение. Один курс химии стоил 14 тысяч гривен, а мне нужно было несколько. За меня молились, постились, и я исцелилась. После очередных анализов мне сказали, что химиотерапия больше не требуется. Но из-за облучения начались проблемы с кишечником. Я закрывалась в туалете и, плача от боли, молилась. И Бог меня услышал. Постепенно пришло выздоровление. Муж прошел весь этот кошмар вместе со мной, поддерживал. Сейчас мы помогаем бездомным.
Готовит Кристина за свои деньги и пожертвования прихожан церкви. Иногда помогают местные жители, готовят и приносят пирожки, кексы.
Пища жизни
Уже 24 года в Днепре работает благотворительный фонд «Пища жизни». Ежедневно его волонтеры кормят до пятидесяти бездомных и малообеспеченных.
По словам координатора Анатолия Наводничего, в понедельник, среду и пятницу волонтеры раздают еду в Обществе Красного Креста Украины на ул. Рабочей, во вторник – на Соколе, в четверг –на Покровском жилмассиве, а в субботу – на ул. Антоновича, 56, около социального центра.
— Кормим обедами в час дня, на Соколе немного позже – около двух часов, — рассказал Анатолий. – Каждому даем суп, кашу, салат и напиток.
В этом году волонтеры «Пищи жизни» подали в «Бюджет участия» проект на закупку оборудования. Он занял второе место, а значит, в 2019 году фонду выделят деньги на новенькое оборудование, благодаря которому появится возможность кормить ежедневно не пятьдесят, а несколько сотен нуждающихся.
Любой желающий может помочь в организации питания бездомных или малообеспеченных продуктами или деньгами. Звоните координатору по телефонам: 050-514-85-17 и 097-792-63-32 (Анатолий).
Для братьев наших меньших забирают не все. Собак и котов вряд ли привлечет оливье или салат из капусты.
— Чаще всего нам передают остатки борщей, супов и каш, булки – это хорошая база для питания животных, — рассказывает волонтер приюта Алеся Леонова. — Бывает и мясо, но реже. В приюте мы все доготавливаем и кормим собак, которых в «Друге» сейчас более 300. Так что это отличная помощь!
Фото – газети «Наше місто»
За джерелом:
http://nashemisto.dp.ua/2018/12/23/v-dnepre-bolshinstvo-bezdomnyh-ostalis-na-ulice-iz-za-rodnyh-ljudej/
|